Поиск по этому блогу

пятница, 18 мая 2012 г.

iStockphoto. Учебное руководство фотографа-2

4.6. Шум и шумопонижение

При ухудшении освещения фотографы компенсируют недостаток света, увеличивая светочувствительность (ISO). Когда вы повышаете ISO, на сенсор фотоаппарата подается более высокое напряжение, благодаря чему он чувствительнее реагирует на свет; однако при этом сенсор нагревается, что может приводить к обесцвечиванию пикселей и появлению шума. Обесцвеченные пиксели видны на снимке в виде пятнышек, покрывающих темные участки. Чем выше ISO, тем сильнее нагревается сенсор, и тем больше шум.

Проблема шума становится все менее и менее острой по мере развития цифровых фотокамер и программного обеспечения (например, RAW-конверторов). Типичный современный фотоаппарат без проблем обеспечивает приличное качество дневной уличной съемки при ISO, равном 400. При этом всегда лучше снимать при более высоком ISO, чтобы получить нужную экспозицию, чем пытаться потом компенсировать ее недостаток, манипулируя кривыми.

 Редактирование кривых и контраста в этих недоэкспонированных снимках привело к появлению шума даже при низких значениях ISO.

Будьте осторожны с ночным небом и однотонными изображениями. А также следите за фокусом и фоном.

Советы:

  • По возможности снимайте при низких ISO.
  • Если необходимо повысить ISO, обеспечьте нужную экспозицию при съемке. Лучше снимать при более высоком ISO, чтобы получить нужную экспозицию, чем потом бороться с ее недостатком при редактировании.
  • На снимках, сделанных с недостаточной экспозицией, после редактирования, скорее всего, будет виден шум, особенно в более темных участках.
  • Снимайте в формате RAW. Современные программы для редактирования и конвертирования RAW-файлов дают широкие возможности, при условии, что исходный снимок сделан при достаточной экспозиции.

Шумопонижение

Если на фотоснимке все-таки есть видимый шум, его можно исправить с помощью существующих приложений и программ. Пользуйтесь ими осторожно и только по необходимости. Программы шумопонижения могут очень сильно ухудшать передачу мелких деталей. Не умея правильно пользоваться ими, вы можете окончательно загубить снимок.
Неприемлемо: 

Чрезмерное шумопогашение уничтожило все детали в этих примерах. Изображения стали нечеткими, приобрели неопрятный «пластмассовый» вид.
 Исходное фото, снятое при ISO 2500. Виден шум.
 Использованное здесь шумопонижение по яркости привело к нежелательным эффектам: потере деталей и структуры.
 Шумопонижение по цветности дает гораздо лучшие результаты, но остаточная зернистость сохраняется.
В этом примере мы аккуратно применили оба метода – по цвету и по яркости. Это позволило убрать шум, сохранив детали и разрешение.

Советы:

  • Во-первых, используйте программы шумоподавления только в случае крайней необходимости. Современные камеры оснащены очень хорошими сенсорами. Съемка при ISO 400 даст отличные результаты, главное обеспечить правильную экспозицию и не испортить снимок последующим редактированием. Кроме того, лучше снимок, на котором есть немного шума, чем обесшумленное, но неестественное, «пластмассовое» изображение.
  • Если шума слишком много, приступайте к обработке с большой осторожностью. Шумопонижение по цветности (Chrominance) обычно дает более приятное, «зернистое» изображение. Это лучше, чем шумопонижение по яркости (Luminance), которое стирает детали, делая изображение неестественно гладким. Некоторая зернистость, как правило, не вызывает возражений.
  • Возможно, вам придется применить оба метода. Действуйте осторожно, маленькими шагами, наблюдая за передачей деталей по ходу процесса.
  • Уменьшив разрешение, можно улучшить качество изображения в целом – не всегда есть необходимость использовать максимальное количество пикселей, которое дает ваша камера. Уменьшенный до 8 Мп, но качественный снимок – лучше, чем он же в размере 20 Мп, но испорченный неумелым редактированием.

4.7. Сжатие

Терминами «сжатие» (или «компрессия») и «артефакты сжатия» мы обозначаем визуальные искажения, возникающие в изображении из-за потери информации. При сохранении в формате JPEG происходит, в буквальном смысле этого слова, сжатие – уменьшение размера файла изображения. Алгоритм сжатия, который используется в этом случае, обеспечивает уменьшение количества байтов, занимаемых файлом, за счет потери части информации. Если потеря информации слишком велика, это может сказаться на качестве изображения. Это может произойти также на стадии редактирования. Благодаря современным технологиям цифровой фотосъемки и доступности высокоемких устройств хранения эта проблема в значительной степени смягчена. Большинство артефактов сжатия, с которыми мы сталкиваемся сегодня, возникают вследствие чрезмерного редактирования. Применение некоторых фильтров и алгоритмов обработки приводит к потере информации и появлению дефектов сжатия.
Сжатие, как правило, приводит к разным визуальным искажениям, обычно обозначаемых терминами «артефакты», «контуры» или «огрубление»:
  • Контуры предметов вместо плавных кривых приобретают вид зубчатых «лесенок».
  • Участки изображения выглядят как прямоугольники или квадраты, расположенные в шахматном порядке.
  • Цветовые градиенты становятся «полосатыми», то есть вместо плавного перехода оттенков возникают резкие изменения цвета, и градиент распадается на последовательность видимых полос. Это часто случается на больших участках изображения с плавными, едва заметными переходами цвета – например, ясное голубое небо.

Неприемлемо: 

Типичный пример сжатия из-за малого размера матрицы.
 Изображение голубого неба подвержено деградации деталей. В данном случае непомерное увеличение насыщенности и контраста в 8-битном JPG-файле только усугубило проблему.

 Недоэкспонированный снимок, сделанный при низком ISO, в формате RAW. Артефакты сжатия появились после чрезмерной корректировки экспозиции и резкости в процессе редактирования RAW-файла.

Конверсия RAW-файла с усилением контраста, редактированием кривых и повышением контраста. При просмотре в масштабе 100% в верхнем углу неба видны кольцевые полосы.

 Интенсивная обработка на стадии RAW-файла с целью проявить детали в светлых / затененных участках привела к появлению отвратительных ореолов на контурах. Кроме того, изображение получилось слишком резким.

 Недоэкспонированный снимок в формате RAW после слишком агрессивного избирательного редактирования экспозиции.

Видимые артефакты в затененных участках.

Советы:

  • Используйте цифровой зеркальный фотоаппарат (DSLR), а не компактную цифровую камеру с крохотной матрицей.
  • Снимайте в формате RAW. Будьте осторожны при редактировании. Всегда сравнивайте качество передачи мелких деталей по всей площади снимка, просматривая его в масштабе 100%.
  • Будьте внимательны, осуществляя избирательную корректировку экспозиции, корректировку кривых или увеличение насыщенности – все это может создавать артефакты сжатия.
  • Не увеличивайте резкость слишком сильно.
  • Если вы используете RAW-приложения только для конвертирования файлов, вы можете улучшить результаты (особенно это касается снимков неба) путем конвертации изображения в 16-битный TIFF-формат, а окончательный результат редактирования сохранять потом как 8-битный JPG.

4.8. Сверхобработка

«Сверхобработка» – это широкий термин, которым мы обозначаем технические и композиционные недостатки изображения, являющиеся результатом чрезмерных стараний фотографа. Иными словами, это значит, что вы в чем-то переусердствовали с редактированием или обработкой снимка. Как правило, сверхобработка связана со слишком большим увеличением резкости, чрезмерным применением эффектов увеличения резкости в сочетании с шумоподавлением, и избирательным размыванием в попытке устранить артефакты сжатия (чаще всего применяется к изображению неба). Избирательное размывание лиц людей (часто к нему прибегают, чтобы не подавать разрешение модели) и небрежное редактирование логотипов и вывесок – тоже распространенные примеры сверхобработки.
Мы часто применяем этот термин, отклоняя композиции с применением разных техник, имеющие незначительную практическую ценность. Дизайнеры ищут «сырье» для своих проектов, поэтому им мало пользы от замысловатых работ, в которых трехмерные объекты сочетаются с растровыми изображениями, растрированные элементы векторной графики вставлены в изображения других типов, или применяются слишком искусственные растровые эффекты (особенно в фоновых текстурах и обоях). Не старайтесь создать законченный дизайн – предложите строительные блоки, которые будут полезны дизайнерам.
Особенно следует избегать причудливых фильтров и плагинов, создающих эффект блеска водной поверхности, солнечных бликов, радуги и любых видов искусственного свечения.

Неприемлемо: 

 Снимок, сделанный при высоком ISO, обработанный программой шумопонижения и с завышенной резкостью.
Сильно завышенная резкость.

 Два примера избирательного редактирования цвета, из-за которого изображение получилось ненатуральным. Подавайте либо исходный цветной снимок, либо правильно конвертируйте его в черно-белый. Остальное – дело дизайнера.
 Не пользуйтесь разного рода фильтрами сияния.
 Всевозможные коллажи и «крутой» фон не нужны в стоковом фото.

Советы:

  • Снимайте в формате RAW. Редактируйте исходные файлы с осторожностью, следите за возможными проблемами и старайтесь их исправить, а не прятать за экзотическими эффектами.
  • Не используйте специальные фильтры и плагины: они, как правило, не обеспечивают достаточной детализации, да и просто портят снимок.
  • Если вы всерьез намерены работать в жанре коллажа, комбинируя различные трехмерные объекты и другие растровые элементы, вы должны по-настоящему хорошо владеть соответствующими инструментами и иметь достаточные технические и художественные навыки, чтобы воплотить свою идею в оригинальном произведении. Короче говоря, мы принимаем только действительно хорошие работы.
  • Не предлагайте нам изображения, созданные из скачанных с сайта NASA фотографий планет путем их наложения на простую трехмерную сферу и экспорта того, что получилось, в растровый формат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий