Поиск по этому блогу

вторник, 15 мая 2012 г.

1.Все, что вы хотели знать про резкость, но боялись спросить

Возможно, одна самых основополагающих и важных тем в цифровой фотографии – усиление резкости. Сколько уже было об этом написано, но вопросов меньше не становится. Мы тоже решили отметиться на этой делянке и изложить свою трактовку этой интригующей темы.

Зачем вообще нужно усиление резкости?

Начнем с простого. Что такое резкость вообще? На этот вопрос легче всего отвечать сравнивая две фотографии – вы почти всегда сможете выбрать ту, на которой различимо больше деталей и изображение кажется лучше сфокусированным.
                                           нерезкая фотография              резкая фотография

Очень важно понимать, что понятие "резкости" крепко завязано на наше визуальное восприятие изображения, а не на его фактические характеристики. Контрастные детали позволяет нашему глазу проще находить границы объектов, что и воспринимается мозгом как усиление "резкости". Именно поэтому все методы усиления резкости, по-сути, меняют только наше визуальное восприятие снимка, но не меняют его истинной резкостной характеристики – количества хорошо различимых деталей на единицу площади кадра.
Теперь, когда мы разобрались с понятием резкости встает резонный вопрос: "Почему усиление резкости является просто обязательным этапом для цифровой фотографии?" Если отбросить лирику вроде неверно сфокусированного объектива и трясущихся рук, все остальное можно объяснить законами обыкновенной физики. Впрочем, мы не будем мучить вас сложными формулами и законами отражения и преломления света. Попробуем по-простому, на пальцах…
Цифровое изображение конечно по своей сути. Оно ограничено техническими возможностями конкретной камеры – количеством пикселов и глубиной цвета (т.е., количеством полутонов одного цвета) которую каждый пиксел может записать. Даже в самых дорогих и технически изощренных системах это число конечно, хотя и велико. В реальности же мы имеем дело с бесконечностью - бесконечным числом полутоновых переходов и бесконечным количеством деталей изображения, которые воспринимает наш глаз. И если эту бесконечность пытаются зафиксировать и воспроизвести с помощью системы конечных элементов (пикселов), то искажения неизбежны. Детали, размер которых мельче физического размера одного пиксела, просто теряются. Полутоновые цветовые переходы, которые происходят внутри одного пиксела, регистрируются усредненным цветом, которого в природе в этом месте просто не существовало. В итоге изображение дискретизируется (простите нам этот заумный термин).
Но и это еще не все. Большинство цифровых камер в силу применяемой технологии используют так называемый антиалиасный фильтр, который еще и специально размывает изображение. Зачем, спросите вы? Потому что использование Шаблона Байера в светочувствительных матрицах приводит к появлению цветовых артефактов и муара. И самый эффективный способ борьбы с этим злом – легкое размывание изображения, чтобы границы мелких деталей изображения попали не на один, а на несколько светочувствительных элементов матрицы и затем были однозначно интерпретированы при преобразовании. Все это (и еще многое другое, опущенное нами в силу обещания не грузить вас сложными теоретическими выкладками) ведет к тому, что цифровое изображение на выходе из камеры получается "нерезким" и требует обязательного последующего усиления. Многие даже называют это не усилением, а "восстановлением" резкости. Надеемся, теперь вы понимаете - почему.
- Как же так? -скажете вы. - А у моей камеры изображения получаются вполне резкими.
Возможно. Усиление резкости могло быть автоматически произведено вашей камерой перед тем, как изображение было преобразовано в специальный формат и сохранено на карточке памяти. Проблема в том, что это усиление произошло без учета характеристик снятого объекта и без вашего контроля. Именно поэтому все авторы, пишущие на эту тему (и мы не исключение), рекомендуют отключать усиление резкости в камере и делать это потом на компьютере самостоятельно – с чувством, с толком, с расстановкой…

Внимание!!!
Рекомендуем тем, кто намерен воспользоваться нашими советами, обратить внимание на следующее:
  • Все скриншоты сделаны с версии программ для Макинтошей (в нашем случае под OS X). Окна и элементы управления для версий под Windows выглядят похоже, и Вам будет несложно найти аналогии. В тех случаях, где различия существенны, мы приводим скриншоты и для Windows;
  • Все названия пунктов меню и кнопок переведены на русский язык, но для удобства ориентации в английских версиях программ мы сохраняем англоязычные термины. Чтобы их увидеть нужно просто навести курсор на русский термин (слегка выделенныйhighlighted) и во всплывающей подсказке появится английский вариант. Мы помечаем таким образом несколько первых упоминаний данного термина, но далеко не каждое его появление в тексте;
  • Вы всегда можете написать нам свои замечания и предложения в форуме. Для этого достаточно воспользоваться ссылкой "обсудить" в подвале материала.
    Материал слизан тут - http://www.photoscape.ru/index.cfm?id=865

Комментариев нет:

Отправить комментарий