Итак, будем считать, что все нижеизложенное будет характеризоваться емким словом "попробовать". Кого устраивает результат – на этом и остановится. Кого нет – будет искать дальше.
Свет как основа всего
Во главе угла студии стоит свет. В качестве источников света, были выбраны две отечественные вспышки СЭФ-2 и ФИЛ-107. Подобную технику имеет смысл поискать на радиорынках или в комиссионках фототоваров. К сожалению, частные объявления по данной тематике большая редкость – видимо, люди считают, что подобные вещи никому не нужны. Так что имеет смысл поспрашивать знакомых – вдруг у кого завалялось. Выбор вспышек был неосознанный, и самой его точной формулировкой является фраза "что под руку подвернулось". К цифромыльнице их было не подключить (а если бы и можно было, делать этого не советую по финансовым соображениям), поэтому я смастерил пару светосинхронизаторов. В сети достаточно различных схем этих устройств. Отмечу только, что из-за капризов СЭФ-2 первый синхронизатор был сделан с внешним питанием, а второй таким же для совместимости.
----------------------------------
По зрелому размышлению, я впаял синхронизаторы прямо во вспышки, оставив снаружи только фотодиоды на длинных проводах и, для удобства использования, снабдил фотодиоды "прищепками".
Современные фотовспышки регулируются по мощности. Старые советские, соответственно – нет. Но и тут можно найти выход из положения – освещенность падает обратно пропорционально квадрату расстояния. Так что если надо уменьшить или увеличить освещенность, то можно просто придвинуть или отодвинуть вспышку (если размеры помещения позволяют). Как гласит народная фотографическая поговорка: "света много не бывает". В случае, если нет возможности отодвинуть вспышку подальше, можно просто прикрыть ее листом бумаги, или частично – фольгой.
Изготовление софтбокса
"Жесткий" свет не слишком выигрышно смотрится на фотографиях, поэтому необходимо было позаботится о рассеивателях. Первое что приходит в голову – белая ткань. Получается неплохо, но кто-то должен ее держать, а это неудобно. Поэтому, вторым, что пришло в голову – был фотозонт. В слове "фотозонт" первую половину вполне можно опустить, так как за нее просят совершенно неприличных денег. Я использовал простой зонт, самый светлый из тех, что мне попались и теплого оттенка. Для установки вспышки в связке с зонтом пришлось купить специальную штативную головку. Как говориться, аппетит приходит во время еды. Следуя этому правилу, мне очень скоро захотелось попробовать фотографировать с помощью софтбокса. Цены на фирменные софтбоксы опять же повергли меня в изумление (не подумайте что я патологически жаден, просто рентабельность 900%, да еще за мой счет, мне кажется некоторым перебором). Вообще, если кто-нибудь захочет организовать производство фотооборудования начального уровня, то он сделает на этом огромные деньги, потому что сейчас на рынке ничего подобного нет, а вполне ощутимый спрос уже наклевывается. Но это лирика. Возвращаясь к теме, можно сказать, что софтбокс мне обошелся в 20$, из них 13$ составила стоимость фирменного байонета (то есть той железяки, которая собственно и является основанием софтбокса).Для стенок купил подкладочный капрон (с одной стороны он серебристый, а другая бывает разных цветов, видел даже "хаки" - получилось бы довольно милитаристски). Для рассеивателей использовалась атласная подкладочная ткань. В общем, если задумаете шить – то прямая вам дорога в магазин тканей. Сложность возникла при поиске прутьев каркаса: в фирменных используется сталистая (рессорная) проволока диаметром ~2,5-3 мм. Но такую проволоку продают только бухтами по 120кг… Пришлось искать альтернативу, которой оказалась обычная проволока диаметром 5мм. Не так изящно, но вполне функционально. Кстати, такая проволока тоже в магазинах не валяется, так что имеет смысл начать ее поиски с различных строительных баз. Для небольшого штатива софтбокс оказался непосильной ношей и пришлось разориться на осветительную стойку, о чем я, впрочем, не пожалел до сих пор.
И как они это крепят?..
Ноу-хау: комичность, и одновременно трагичность положения заключается в том, что, даже имея фирменный софтбокс, вы не можете им воспользоваться без фирменного осветителя – софтбокс просто не закрепить на стойке! Решение было найдено довольно изящное.
Данная деталь, является простейшим переходником для использования софбокса с различными нестудийными вспышками. Для крепления, в байонете было высверлено отверстие диаметром 8 мм и вставлен болт. В остальном, конструкция софтбокса не претерпела никаких вмешательств.
Фон - это тоже важно...
Пара слов о креплении фона. Ни для кого не будет новостью, что в студиях фоны крепятся на специальных кронштейнах привинченных к стене. В квартире такая система крепления, ввиду своей неэстетичности, была признана непригодной.
Оставался другой вариант – фон на стойках с перекладиной, но и этот
вариант был забракован по причине стоимости и необходимого пространства.
В общем, как обычно я пошел другим путем. Условия к конструкции были
следующие: компактность и прочность, кроме того, конструкция не должна
была варварским образом уродовать относительно свежий ремонт в квартире.
Решение было принято следующее: в противоположные стены вворачивались два крючка,
между которыми натягивался трос, к которому прищепками крепится
тканевый фон (фоном я так и не обзавелся, поэтому в его качестве
использую разноцветное постельное белье). В сложенном состоянии вся
конструкция почти не занимает места, а крючки на стене практически не заметны. В крайнем случае, можно на них повесить кашпо.
Если стены позволяют (не рыхлые – бетон или кирпич), то можно
использовать забивные анкеры и вворачивать в них крючки или рым болты. В
этом случае, интерьер будет сохранен в первозданном виде, а
"грузоподъемность" вашей конструкции существенно возрастет. Еще вариант:
сначала я использовал обыкновенные присоски, посредством которых, фон
крепился к зеркальным дверям шкафа-купе. В общем, прогуляйтесь по
магазинам метизов, там множество презанятных вещей, может, еще какие
идеи появятся.
Синхрокабель и "горячий башмак"
С появлением нового фотоаппарата, возникли новые трудности: встроенная вспышка – шибко умная. То предварительную вспышку сделает для оценки экспозиции, то стробоскоп включит для помощи фокусировке… В общем, у любого порядочного светосинхронизатора крыша съезжала полностью. Выходов виделось пять: фотографировать с ручной фокусировкой и предварительной фиксацией экспозиции (кстати, в оригинальной прошивке 300D вообще нет возможности управлять мощностью встроенной вспышки),
сделать/купить наворочанные светосинхронизаторы, купить ИК поджигатель
для вспышек, купить хорошую вспышку с ручным управлением, использовать
синхрокабель. Я расположил варианты в порядке нарастания разумности (на мой взгляд).
Вариант с покупкой вспышки я пока не рассматриваю, так как речь идет о
бюджетном решении, хотя этот вариант тоже по-своему очень хорош. На
любительских камерах, по идейным соображениям синхроконтакт отсутствует, зато есть "горячий башмак", который, как ни странно, является тем же самым синхроконтактом.
Был изготовлен синхрокабель, который одним своим концом подключался к светосинхронизатору (вместо фотодиода),
а другим – к горячему башмаку. Замечу, что светосинхронизатор, со своим
отдельным питанием, выполняет функцию низковольтной развязки (чтобы дорогущая техника не погорела при подключении к творениям советских конструкторов).
Тем не менее, я счел разумным, вообще отказаться от гальванической
связи со вспышками. Для чего в синхрокабель была встроена опторазвязка:
теперь на фотоаппарат подается всего 3 вольта, а синхрокабель можно подключать к любым вспышкам.
Неожиданной проблемой оказался разъем для горячего башмака. Длительные поиски не увенчались ничем. В итоге, справедливо рассудив, что советскую вспышку с наличием 300 вольт на контакте я в здравом уме на фотоаппарат не поставлю, я просто отпилил от вспышки разъем, а к проводам припаял светосинхронизатор.
И спусковой тросик!
Последним штрихом, стало изготовление спускового тросика (300D), за который Canon просит порядка 35 долларов.
На одном из буржуйских сайтов проскакивала информация, что в качестве
спускового тросика можно использовать гарнитуры для телефонов NOKIA, экономия, в этом случае, составляет порядка 30 долларов. Я собрал тросик сам. При этом экономия составила порядка 34,3 долларов.
Особой премудрости тут нет: в фотоаппарат вставляется стандартный разъем stereo mini-jack
диаметром 2,5мм. При замыкании одного контакта на землю срабатывает
автофокус, при замыкании другого – автофокус и спуск. Надо только
придумать удобные кнопочки для управления. Я использовал пульт управления автомобильной сигнализацией. Получилось довольно стильно.
Вот, собственно, вся моя студия
А это результат съемки с ее помощью
Во что обошлось удовольствие: - ФИЛ-107 – $12
- СЭФ-2 – бесплатно
- Зонтик – бесплатно (подарок фирмы AVON)
- Софтбокс – $20
- Стойка – $30
- Штатив – $20
- Провода, радиодетали и прочая мелочевка – с запасом $10-15
- Правильные руки и голова – бесценно:)
Чертежи
Комментариев нет:
Отправить комментарий