Поиск по этому блогу

четверг, 12 апреля 2012 г.

Вспышка, автоматика вспышек, системные вспышки

Изображение создается светом. В фотографии нет ничего столь так, как достаточное его количество и требуемое качество (спектральный состав, эквивалентная цветовая температура, характер распределения света в пространстве). Наилучшим источником света всегда считалось Солнце, но это метафора. Отдавая дань Солнцу, нужно все же признать, что современные источники искусственного света для решения многих задач куда более эффективны. Во-первых, ними можно управлять, и это плюс, но во-вторых, за Солнце пока не надо платить.
Искусственные источники света бывают постоянные и импульсные. Обеспечивать постоянный свет, соизмеримый по мощности с солнечным, расточительно и некомфортно (очень уж жарко). Никакой материал, имеющий разумную стоимость не выдержит длительного нагрева при 5000 К, чтобы обеспечить спектр близкий к спектру дневного света. Поэтому при свете вольфрамовых ламп приходится использовать специальные конверсионные фильтры, "повышающие" цветовую температуру (ценой уменьшения силы света) от 2800-3200 К до 5000 - 6000 К, чтобы снимать на обычные "дневные пленки". Ситуация с лампами дневного света не лучше и не хуже. Они не так греют, имеют спектр, воспринимаемый глазом как дневной (условность, конечно) - это плюсы, но их спектр не сплошной и это минус. На подходе составные источники света из сверхярких светодиодов. Они и энергию в тепло почти не превращают и позволяют "набрать" почти естественный спектр.

Самыми близкими по спектру к свету дневного света из доступных искусственных осветителей считаются лампы вспышки. В краткий световой импульс закачивается столько энергии, что яркость становится соизмеримой с яркостью солнечного света. Первые вспышки были магниевыми - магний поджигался на воздухе и был постоянным спутником репортажного и портретного фотографа. Затем взрыво- и пожаро-опасные (как хорошо, что не было пожарного надзора) вспышки заменили "колбы" - в них алюминиевая фольга сжигалась в кислороде и все это происходило в стеклянной колбе. Еще 20 лет назад в магазине можно было найти сами колбы и устройства поджига.

Развитие электроники и появление емких и компактных конденсаторов, привело к появлению электрических ламп - вспышек. В них заряд конденсатора почти мгновенно преобразуется в свет газоразрядной лампой. Трудности в работе фактически только две - управление импульсом и оценка предполагаемого светового рисунка, зато "солнце" всегда с собой. Да и трудности, в общем, решаемы - электронное управление и лампы пилоты или стробоскопический режим оценки распределения яркости.

Энергия или световой поток вспышки определяются емкостью и напряжением на конденсаторе. Так как длительностью импульса вспышки управлять нет смысла - он слишком короток (короче 1/500 с), то экспозиция может регулироваться только диафрагмой. В этом смысле вспышка, работающая на полную мощность, подобна Солнцу - она не управляема, да еще приходится снимать только на одной выдержке - выдержке синхронизации (или более длинной). (Выдержка синхронизации определяется так, чтобы при ней затвор камеры полностью открывал сенсор или кадр пленки. Обычно, при выдержках короче 1/250 с на большинстве камер экспонирование производится не в полнокадровом режиме, а в щелевом - по кадру "пробегает" щель. Исключение составляют только камеры с центральным затвором - там кадр при любой выдержке экспонируется "полнокадрово".) Управлять экспозицией с "простой" вспышкой можно только диафрагмой камеры.

В первом приближении вспышка - точечный источник света. Чем дальше от нее освещаемый объект, тем меньше на него (на единицу его площади) попадает света, причем обратно пропорционально квадрату расстояния (как известно площадь пропорциональна квадрату радиуса сферы). В то же время, диафрагменное число так же величина линейная, а количество света, пропускаемое диафрагмой, определяется квадратом этой величины. Получается, что если мы увеличим дистанцию до объекта, например, в 2 раза площадь вырастет в 4 и в 4 раза уменьшится количество света на единицу площади. Чтобы компенсировать это падение нужно открыть диафрагму в 2 раза, тогда отверстие объектива увеличиться в 4 и он соберет больше света в 4 раза. Не трудно понять, что произведение расстояния до объекта на величину диафрагменного числа величина для конкретной вспышки постоянная, если мы хотим получать одну и ту же экспозицию. Эта величина называется ведущим числом (GN Guide Number) вспышки и нормируется обычно для ISO 100. Так ведущее число 22 значит, что при диафрагменном числе "1" вспышка корректно осветит объект на расстоянии в 22 м, а на расстоянии в 1 м нужно выбрать диафрагму f/22. При изменении чувствительности пленки или матрицы нужно пересчитать экспозиции - удвоение ISO соответствует одной ступени диафрагмы (диафрагму нужно уменьшить). Или формально ведущее число пропорционально корню квадратному из чувствительности. Ведущее число не всегда нормируется для ISO 100 и не всегда приведено в метрической системе - читайте инструкции.

Импульс вспышки можно изменить. Для этого нужно лишь в нужный момент разорвать цепь, питающую лампу или включить в эту цепь несколько конденсаторов и подключать их столько, сколько нужно. В этом случае фотограф сможет не только управлять экспозицией, но и глубиной резкости, так как диафрагма уже не будет "жестко" привязана к ведущему числу и дистанции.

Вспышка - точечный источник лишь в первом приближении. Поэтому ведущее число лишь отправная точка для оценки. Свет можно направить в более узкий или широкий пучок, передвигая лампу и отражатель друг относительно друга. При этом свет будет более эффективно "использоваться". И это следует делать именно так, как нужно для вашего объектива с его фокусным расстоянием и соответственно углом охвата. Обычно производитель указывает ведущее число для самого длинного фокуса или узкого пучка. Ясно, что в этом случае ведущее число максимально. Но свет так настроенного зума вспышки будет в кадре, снятом широкоугольным объективом, только "центральным пятном". Современные зумируемые вспышки меняют фокусное расстояние либо по воле фотографа, либо автоматически синхронно с объективом на камере. Кроме изменения "фокусного" расстояния вспышки, можно еще "повернуть" или "поднять" ее голову. Это меняет распределение света по кадру, но обычно "автоматически" отключает TTL автоматику - ведь вспышка и камера смотрят в разные стороны.

У фотографа не всегда есть время измерять дистанцию, вычислять экспозицию и по ней настраивать вспышку. Экспоавтоматика, используемая на камерах, легко может управлять и вспышкой. Вспышка становится автоматической.

Автоматика по заданному алгоритму, используя показания датчиков, управляет импульсом вспышки (балластные элементы, несколько конденсаторов, транзисторное, тиристорное управление) - его силой. Камера лишь вовремя запускает вспышку.

Синхронизация камеры и вспышки осуществляется через центральный контакт или синхроразъем и синхрокабель. Наиболее универсальный вариант экспоавтоматики вспышки - "внутренняя" автоматика со вспышечным датчиком. Датчик "интегрирует" свет в процессе экспонирования и в нужный момент разрывает цепь. Фотографу нужно задать на вспышке диафрагменное число (чтобы согласовать вспышку с оптикой камеры по диафрагме) и чувствительность, установленной в камеру пленки. Обычно, практически нужно установить на камере одно из возможных для вспышки значений диафрагмы со сдвигом по ISO. Такая вспышка отличается универсальностью и не зависит от камеры, но ее автоматика самая грубая, хотя и эффективная для большинства сюжетов.

Дальнейшее усовершенствование автоматики ценой меньшей универсальности - TTL управление. В этом случае экспозицию контролирует не датчик на вспышке (или не только датчик на вспышке), но датчик в камере. Вспышечная автоматика Canon развивалась от обычной TTL, до современной системы ETTL II. На ее примере опишем работу алгоритмов вспышечной экспоавтоматики. У других систем (фирм) автоматика использует те же принципы, но реализована по-другому.

Canon TTL автоматика работает только по основному импульсу вспышки, оценочных предимпульсов нет. Вспышка выключается после того, как автоматика, используя показания эксподатчика камеры, разрывает цепь.

A-TTL (Canon EZ серия) - комбинирует данные от датчика на вспышке и TTL данные об отраженном от пленки свете вспышки и естественного освещения. Таким образом, она учитывает и свет вспышки и окружающий естественный свет и пытается их балансировать. К такому балансу есть несколько "подходов". Иногда нужно подавить весь естественный свет (что важно, если цветовые температура естественного света далека от цветовой температуры вспышки), иногда наоборот лишь чуть подсветить тени. Так что даже сложные алгоритмы, работая на заложенную в них "цель", автоматически не решают всех проблем.

E-TTL (Canon EX серия) комбинирует замер эксподатчика в камере без предимпульса и с оценочным предимпульсом. Впервые на камерах Canon E-TTL автоматика была применена в EOS 50E (1995). В названии совместимых с ETTL вспышек Canon есть сочетание букв "EX". E-TTL автоматика в камере использует те же сенсоры, что и для оценки общей экспозиции. Последовательность замера экспозиции в E-TTL следующая:

1)при полунажатии на спуск производится замер яркости от постоянного освещения,
2)включается предвспышка небольшой мощности и сенсоры экспозиции замеряют новое значение яркости,
3)из измерения яркости со вспышкой вычитается значение первоначального замера без вспышки,
4)в момент полного нажатия на спуск происходит еще один замер яркости от окружающего света без вспышки (чтобы учесть возможность перекадрировки) и вычисляется требуемая величина импульса вспышки,
5)производится экспонирование, срабатывает вспышка.

Если съемка производится в режиме автофокуса, расчет экспозиции производится с учетом положения фокусировочной зоны. В случае ручного фокуса акцент при расчете экспозиции делается на самую "яркую" зону.

E-TTL II (Canon) кроме данных об экспозиции без оценочного импульса и с ним, учитывает и дистанцию до объекта съемки, которая "сообщается" сфокусированным на объект объективом. Зачем это нужно? Приведем один возможный пример. Может случиться так, что объект занимает небольшую часть кадра и E-TTL попросту не учтет его и вся экспозиция будет рассчитана под окружающий фон. А если положение объекта в пространстве задано, то в экспозицию будет внесена нужная корректива.

Алгоритмы, описанные выше, реализованы у Nikon, Minolta, Pentax, Canon и других с небольшими отличиями. Это значит, что межсистемной совместимости нет. Сторонние производители встраивают в свои "универсальные" заготовки управляющие модули для разных систем. Не всегда есть полная совместимость нефирменной вспышки и автоматики в камере. Ведь современная вспышка это не только отдельный осветитель на камере, а фактически часть камеры, встроенная в ее "логику". Вспышка помогает камере фокусироваться в условиях недостаточного освещения, может излучать серию импульсов для оценки рисунка - моделирующий свет, раздельно управляет несколькими внешними вспышками.

Для управления вспышками вне камеры обычно используется синхронизирующий световой импульс ведущей вспышки. Чтобы не конфликтовать с посторонними вспышками других фотографов ведущая и ведомая вспышки для управления могут использовать один из нескольких каналов.

Кроме того, основная вспышка может управлять несколькими группами ведомых с выбором соотношения мощности групп прямо с корпуса ведущей, а сама при этом участвовать или совсем не участвовать в освещении сцены.

Можно использовать быструю синхронизацию, синхронизацию по второй шторке, стробоскопический режим и ручное "М" управление. Быстрая синхронизация позволяет использовать вспышку и на выдержках более коротких, чем выдержка синхронизации камеры. Как это делается? "Просто", вспышка излучает серию вспышек по мере пробегания щели затвора по кадру.

Подбирая вспышку, особенно "согласованную", обязательно проверьте по инструкции своей камеры, подойдет ли она, а при покупке - испытайте совместимость. Совпадение контактных групп не гарантия совместимости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий